Результаты исследования японских психологов опубликованы в журнале Perception.
Во многих культурах, в том числе японской, кивок головой — коммуникативный сигнал, означающий согласие, подтверждение, в то время как покачивание головой имеет противоположный смысл. Юн-ичиро Кавахара (Jun—ichiroKawahara) из Университета Хоккайдо и Такаюки Осуги (TakayukiOsugi) из Университета Ямагата провели серию экспериментов, призванных показать, как эти коммуникативные сигналы влияют на восприятие окружающими личностных качеств человека.
Короткие видеоклипы, демонстрирующие сгенерированные на компьютере трехмерные женские фигуры, которые кивали, качали головой или стояли неподвижно, были продемонстрированы 49 японцам обоих полов в возрасте старше 18 лет. Участникам исследования необходимо было оценить привлекательность, способность располагать к себе, общительность этих персонажей по шкале от 0 до 100.
В итоге оказалось, что у кивающих фигур показатели «способности располагать к себе» и «общительности» выше на 30 и 40 процентов соответственно, чем у персонажей, качающих головой или стоящих неподвижно. При этом результаты были одинаковыми для участников и мужского, и женского пола.
Анализ полученных данных позволил ученым сделать вывод, что кивание позитивно влияет не на внешнюю привлекательность, а именно на восприятие личностных качеств.
То есть собеседник, кивающий в процессе разговора, кажется нам более открытым, сочувствующим, понимающим, располагающим к себе человеком.
Кавахара и Осуги намерены продолжить свои исследования в этом направлении, используя мужские фигуры, лица реальных людей и привлекая участников с разным культурным бэкграундом. Тем не менее психологи считают, что результаты их исследования можно использовать уже сейчас, например, в аватарках профилей в соцсетях или при разработке гуманизированных роботов.