В преддверии Хеллоуина профессоры психиатрии Университет Уэйна В США Араш Яванбахт и Линда Сааб напомнили читателям Time, зачем нужен страх, и какую выгоду можно от него получить.
Способность испытывать страх эволюционировала вместе с человеком, сегодня страх может быть как защитной реакцией на внешние угрозы, так и реакцией на экзистенциальные проблемы. Но согласитесь, так или иначе вам нравится чувство страха — вам приятно его испытывать, именно поэтому вы празднуете Хеллоуин.
Интересно, что некоторые химические вещества, которые отвечают за реакцию «бей или беги», отвечают и за позитивные чувства — счастье или удовлетворение. С этой точки зрения не исключено, что возбуждение, которое вы испытываете во время испуга, может быть чем-то приятным. Но где грань между приятным приливом адреналина и первобытным ужасом?
Опираясь на исследования в области нейробиологии, можно сказать: то, как вы вопринимаете страх, во многом зависит от конкретной ситуации. Когда рациональный мозг дает сигнал эмоциональному, вы понимаете, что вы в безопасности, — при таком раскладе переключиться из режима борьбы в режим «наслаждения страхом» довольно просто. Это, например, происходит, когда вы, например, смотрите фильм ужасов.
Есть и обратная ситуация когда и рациональный, и эмоциональный мозг сигнализируют об опасности, например, когда в темном парке вас преследует незнакомец. Оба мозга единодушны: надо бежать. Реакция страха зарождается в амигдале — миндалевидном образовании, которое находится в лобной доли мозга. Ее активация приводит к изменениям в теле, которые готовят его к поведению в экстремальной ситуации: учащаются пульс и дыхание, сужаются сосуды.
Работу амигдалы в некотором смысле «рецензирует» гипокамп — он помогает распознать, реально ли происходящее. Например, если вы увидите льва в дикой природе, скорее всего, вы сильно испугаетесь и будете лихорадочно искать решение, как от него скрыться, но наблюдая за тем же львом в зоопарке, вы будете испытывать любопытство, и вполне возможно, сочтете льва милым. Именно так гипокамп переребатывает информацию, полученную из контектса ситуации, и при необходимости притупляет чувство страха, сгенерированное амигдалой.
Источник:Pixabay.com/CC 0
Как и животные, люди познают страх через личный опыт или даже присваивают себе чужой опыт, если они стали очевидцами того, что произошло с другими. Например, пережив нападение злой собаки или став свидетелем нападения на кого-то другого, вы запомните, что это — ситуация, в которой надо бояться. Но у людей есть уникальная с точки рения эволюции способность познавать страх через абстрактные рассказы или инструкции вроде «Осторожно, злая собака!»
Страх отвлекает от лишних мыслей, что может быть позитивным опытом: когда случается что-то страшное и вы находитесь в состоянии сильной тревоги, вы забываете о бытовых проблемах вроде конфликтов на работе или предстоящего экзамена. Страх переносит вас в состояние «здесь и сейчас», и в этом его несомненная польза. Кроме того, когда вы испытываете страх вместе с близкими вам людьми, эти эмоции могут быть заразительны: вы переживаете их совместно, и это сближает вас еще больше.
То, как вы испытываете страх, сильно связано с чувством контроля. Когда вы способны отличить реальную угрозу от вымышленной, осознать опыт и получить удовольствие от самых острых моментов, вы, безусловно, чувствуете контроль над ситуацией. Это восприятие контроля жизненно важно для того, как вы реагируете на страшные для вас ситуации: вы убеждаетесь в собственной безопасности и становитесь более уверенными в том, что можете достойно встретиться с вещами, которые вас пугают.