Статья международной группы исследователей опубликована в журнале Nature.
О том, что у дисульфирама (торговые наименования Антабус, Торпедо, Эспераль), помимо антиалкогольного эффекта, есть и антираковое действие, известно еще с начала 1970-х годов, пишет журнал Science. Однако почему препарат способен убивать раковые клетки и замедлять рост опухолей, до сих пор было неизвестно. Отсутствие понимания принципов «работы» дисульфирама в отношении злокачественных клеток было одной из причин того, что препарат не применяли для лечения рака.
Группа ученых из Чехии, Дании и США впервые подтвердила на примере большого массива данных, что у дисульфирама действительно есть противораковый эффект. Ученые проанализировали информацию из датской базы данных о раковых больных, включающую более 240 тысяч случаев онкологических заболеваний, выявленных с 2000 по 2013 годы, в том числе данные о препаратах, которые принимали пациенты. Более трех тысяч больных, помимо противораковой терапии, принимали дисульфирам. Для тех 1177 человек, которые получали это лекарство в течение долгого периода времени, риск умереть от рака оказался на 34% ниже, чем у тех, кто сравнительно быстро прекратил прием препарата. При этом дисульфирам оказался особенно эффективным при раке простаты, молочной железы и кишечника.
Эксперименты на мышах позволили исследователям также разобраться в биохимических процессах, которые лежат в основе противоракового действия препарата. В сочетании с добавкой, содержащей медь, дисулфирам замедлял рост опухоли при раке молочной железы у мышей. Ученые установили, что продукт распада дисульфирама в печени (метаболит) формирует с медью комплекс, который блокирует способность раковых клеток самоочищаться от «клеточного мусора» — неправильно свернутых, ненужных белков. Накопление таких белков в злокачественных клетках приводит к тому, что их нормальная жизнедеятельность нарушается и они умирают.
Хотя некоторые противораковые препараты «работают» с той же системой самоочищения клеток, дисульфирам в сочетании с медью прицельно атакует только ее самый важный элемент, что может объяснять эффективность препарата, предположили исследователи. При этом здоровые клетки не страдают, так как, по неясным пока причинам, комплекс из метаболита дисульфирама и меди накапливается именно в опухолевых тканях — там его концентрация в десять раз выше, чем в здоровых.
«Дисульфирам — старый, хорошо известный, дешевый и безопасный препарат, который может помочь спасать жизни пациентов во всем мире», — делают вывод авторы исследования. Они предполагают, что комбинацию из дисулфирама и меди можно будет использовать при лечении устойчивых к стандартной химиотерапии форм рака, на стадии, когда болезнь уже распространилась по организму.